Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации Магаданской области от 31.01.2013 N 41-па "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Магаданской области на период до 2025 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. № 41-па

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ
ПОЛИТИКИ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства Магаданской области
от 05.02.2015 № 63-пп,
от 16.07.2015 № 480-пп)

В целях определения и реализации основных направлений государственной семейной политики в Магаданской области, укрепления и развития социального института семьи в Магаданской области администрация Магаданской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной семейной политики в Магаданской области на период до 2025 года.
(в ред. Постановления Правительства Магаданской области от 05.02.2015 № 63-пп)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Магаданской области Исаеву Т.А.
(в ред. Постановлений Правительства Магаданской области от 05.02.2015 № 63-пп, от 16.07.2015 № 480-пп)
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

И.о. губернатора
Магаданской области
Н.КАРПЕНКО





Утверждена
постановлением
администрации Магаданской области
от 31 января 2013 г. № 41-па

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Магаданской области
от 05.02.2015 № 63-пп)

1. Общие положения

Семья является основой развития и сохранения нации, духовного и материального благополучия граждан, социальным институтом рождения и воспитания детей, опорой в старости и болезни. Семья представляет безусловную ценность в жизни каждого человека, была и остается естественной средой для развития и благополучия всех ее членов, особенно детей, формой организации жизни в обществе, наиболее полно удовлетворяющей потребности человека.
Необходимость разработки и реализации Концепции государственной семейной политики в Магаданской области на период до 2025 года (далее - Концепция) обусловлена стоящими перед обществом задачами социально-экономического и демографического развития. Концепция взаимосвязана с Концепцией демографической политики Магаданской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 13 декабря 2012 г. № 909-па, и Стратегией действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы, утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 20 декабря 2012 г. № 979-па.
Концепция отражает особенности социально-экономического и демографического развития Магаданской области.
Концепция направлена на развитие основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", в новых социально-экономических и политических условиях и является основой для разработки и реализации комплекса мер по реализации государственной семейной политики в Магаданской области.

2. Анализ современного состояния института семьи и
региональная специфика семейной политики

Современное положение семьи в Магаданской области обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи.
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2014 года численность населения Магаданской области составила 150,3 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2013 года, на 2,1 тыс. человек или на 1,4%. Негативная динамика обусловлена в основном миграционной убылью населения. Также надо отметить, что число умерших в 2013 году снизилось на 7,9%, по сравнению с показателем 2012 года, в том числе снизилась и детская смертность.
В Магаданской области в 2013 году родилось 1905 детей (в 2012 году - 1929 детей, в 2011 году - 1800 детей). Несмотря на повышение рождаемости она остается на низком уровне и так же, как и десять лет назад, не обеспечивает простое замещение родительского поколения поколением детей.
Численность детей в Магаданской области с 2010 года изменилась незначительно и составляет на 1 января 2014 года 29 790 человек (на 1 января 2010 года - 29 845 человек, 2011 года - 29 446 человек, 2012 года - 29 431 человек, 2013 года - 29 716 человек).
В последние годы ситуация с рождаемостью определяется относительно многочисленным поколением женщин, родившихся в 80-е годы прошлого века. В настоящее время в Магаданской области проживает 37 972 женщины репродуктивного возраста (15-49 лет). Однако в ближайшие годы будет происходить сокращение численности молодежи репродуктивного возраста, так как в детородный возраст вступит малочисленное поколение демографической депрессии 90-х годов.
Позитивные изменения в динамике рождаемости в последние три года связаны с реализацией мер как федеральной (материнский капитал, увеличение размера федеральных пособий), так и региональной семейно-демографической политики (увеличение размера пособий семьям, имеющим детей, расширение круга получателей пособий, финансируемых из регионального и муниципального бюджетов, предоставление жилищных субсидий).
В Магаданской области наблюдаются позитивные тенденции в поддержке института семьи. В целом, по уровню доходов населения Магаданская область входит в первую пятерку регионов России. За 11 месяцев 2014 года среднедушевые денежные доходы составили 44 248,7 рублей, увеличившись к аналогичному периоду прошлого года на 10,8%. Рост заработной платы в Магаданской области за январь-октябрь 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, составил 108,3%.
Средний размер назначенных пенсий в Магаданской области увеличился с 14 571 рубля, по состоянию на 1 января 2013 года, до 16 022 рублей, по состоянию на 1 января 2014 года.
Из произведенных расходов областного бюджета традиционно наибольшая часть направляется на содержание социальной сферы (более 50%) и жилищно-коммунального хозяйства (около 22%).
Современная демографическая ситуация в Магаданской области в целом отражает общероссийские тенденции, а также региональные особенности, из которых позитивными являются: снижение младенческой смертности и числа прерывания беременности, увеличение продолжительности жизни, и негативными - снижение численности населения, недоступность качественной медицинской помощи, высокая доля социально уязвимых групп в структуре населения, распространенность неформальной занятости и отсутствие гарантий в получении медицинской помощи, слабая ответственность граждан за свое здоровье.
Можно отметить следующие основные тенденции и проблемы функционирования семьи в Магаданской области:
- невысокая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения;
- невысокая доля детей и молодежи в демографической структуре населения;
- трансформация брачного поведения, более позднее вступление в брак, откладывание или отказ от регистрации брака;
- трансформация репродуктивного поведения, откладывание рождения первого ребенка, увеличение доли рождения детей в зрелом возрасте родителей;
- ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей и возрастающее по мере увеличения числа детей в семье (16% среди полных семей с 1 ребенком, 30% - среди полных семей с 2 детьми и 50% - среди полных семей с 3 детьми и более);
- низкий уровень репродуктивного здоровья женщин, большое число заболеваний репродуктивной сферы и осложнений во время беременности и родов;
- высокий удельный вес детей с нарушениями здоровья;
- высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста;
- высокий уровень распространенности курения, употребления алкоголя, наркотиков, в том числе среди подростков и молодежи;
- высокий уровень заболеваемости детей и подростков;
- недостаточный уровень ответственности родителей за свое здоровье и здоровье детей;
- распространенность социально обусловленных заболеваний среди взрослых и молодежи;
- возрастание удельного веса людей старших возрастных групп в демографической структуре населения;
- достаточно высокий уровень дифференциации доходов наименее обеспеченных и наиболее обеспеченных семей;
- значительная доля малообеспеченных семей с детьми в семейной структуре области;
- высокая доля в структуре бюджета семей расходов на питание и низкая - на образование, занятия спортом, отдых;
- высокая трудовая нагрузка взрослых членов семьи и недостаточное время для отдыха и воспитания детей;
- значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- недостаточная доступность психологической и социально-педагогической помощи родителям и детям всех слоев населения;
- высокий удельный вес семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, нуждающихся в социальной поддержке;
- значительное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, чьи родители лишены родительских прав или ограничены в них.
Анализ состояния семьи в Магаданской области убеждает, что она как сложный социальный институт, удовлетворяющий лично-семейные по форме, но общесоциальные по сути потребности, должна находиться под защитой государства. Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются путем реализации государственной семейной политики. Приоритетами успешного развития территории должны стать укрепление семьи как основы общества, а также формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей в семье.

3. Цель, задачи и принципы государственной семейной
политики в Магаданской области

Стратегической целью государственной семейной политики в Магаданской области является достижение благополучия семьей как условия благополучия каждого человека и общества в целом на основе поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни, укрепления внутренних и внешних ресурсов семьи, ее способности успешно выполнять свои основные функции, усиления роли семьи как равноправного субъекта социальных отношений, содействия процессам социальной интеграции всех типов семей в общество.
Задачи государственной семейной политики в Магаданской области:
- создание условий для становления и развития семьи как самостоятельного и полноценного субъекта общества;
- повышение уровня благосостояния семей, прежде всего семей с детьми, путем активизации собственных резервов и укрепления семьи ресурсами государственной и общественной поддержки;
- создание условий для обеспечения государственных гарантий в области содействия занятости на рынке труда работников из семей с высокой семейной нагрузкой;
- повышение уровня обеспеченности и комфортности строящегося жилья с учетом семей с детьми;
- повышение качества общественного здоровья семьи;
- совершенствование структурной поддержки согласования родительских и профессиональных ролей мужчин и женщин в целях обеспечения равноправных отношений и равной ответственности за воспитание и развитие детей;
- совершенствование системы семейного образования в целях повышения родительской и социальной компетентности семей с детьми;
- совершенствование системы социальных услуг, отвечающих потребностям и укрепляющих ресурсы семей разного типа, повышение доступности и качества услуг;
- повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения детей;
- расширение мер социальной поддержки семей с детьми;
- развитие и улучшение качества системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование безопасной социальной среды, благоприятной для роста и развития детей;
- совершенствование законодательства в области семейной политики;
- формирование позитивного общественного мнения о семейном образе жизни;
- развитие и поддержка общественных структур, имеющих своей целью поддержку и развитие института семьи.
Исходя из целей и задач государственной семейной политики в Магаданской области ее основными принципами являются:
- равенство всех семей и их членов в праве на государственную поддержку независимо от социального положения, национальности и религиозных убеждений;
- государственная поддержка семьи с учетом комплексной оценки ресурсов, охвата всех сторон ее жизнедеятельности;
- дифференцированный подход к оказанию государственной поддержки семье в зависимости от характера проблемы и уровня ресурсов семьи;
- приоритет защиты интересов ребенка в семье, его права на безопасность, полноценное развитие и воспитание;
- суверенитет семьи, недопустимость произвольного вмешательства государства во внутренние дела семьи, за исключением случаев, связанных с нарушением закона и требующих правового регулирования семейных отношений;
- самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;
- презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе;
- ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;
партнерство семьи и государства, а также сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
- добровольное согласие членов семьи на получение социальных услуг и мер социальной поддержки, право на отказ от получения социальных услуг;
- приоритетное развитие мер поддержки для молодых семей и семей, имеющих двух и более детей;
- равноправие между мужчинами и женщинами, структурная поддержка согласования родительских и профессиональных ролей на основе принципа равного участия;
- единство принципов и целей семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Таким образом, Концепция является фундаментом реализации социальной политики в области поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

4. Приоритетные направления государственной семейной
политики в Магаданской области

4.1. Повышение уровня благосостояния семей, снижение
социального неравенства и напряженности в обществе

Данное направление включает:
- создание условий для профессиональной реадаптации, повышения конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем повышения квалификации, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования родителей, имеющих малолетних детей, желающих продолжить трудовую деятельность;
- внедрение в деятельность социальных служб технологий активизации ресурсов семьи, повышающих уровень адаптационных возможностей и жизненных сил семей с детьми, направленных на формирование мотивации трудовой занятости и самообеспечения;
- внедрение социальных технологий, повышающих социальную компетентность членов семей, в том числе направленных на оптимизацию домашней экономики, бюджета семьи, освоение приемов эффективного расходования времени, поиска информации, обучение алгоритмам взаимодействия с органами власти;
- обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите;
- создание условий для получения высшего образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- развитие банка вакансий для родителей с детьми, предусматривающих гибкие формы занятости, позволяющие сочетать семейные и профессиональные обязанности;
- содействие в развитии малого семейного бизнеса, индивидуального предпринимательства;
- внедрение социальных технологий обучения семей основам семейного предпринимательства и ведения бизнеса, в том числе в сфере социальных услуг;
- поддержку развития женского предпринимательства и самозанятости, развитие надомного труда;
- развитие программ трудоустройства и занятости для подростков (от 14 до 18 лет) и учащейся молодежи в свободное от учебы время;
- удовлетворение потребности семей с детьми в услугах дошкольного образования;
- создание условий для формирования качественной и доступной социальной инфраструктуры дополнительного образования и досуга детей, ориентированных на создание необходимых условий для личностного развития ребенка, позитивной социализации и профессионального самоопределения, удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
- совершенствование и развитие мер государственной социальной поддержки семьям, в том числе семьям, имеющим двух и более детей;
- использование семьями многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг при реализации своих прав и потребностей.

4.2. Содействие в улучшении жилищных условий семей
с детьми, в обеспечении жильем молодых семей

В рамках реализации данного направления необходимо:
- совершенствование системы улучшения жилищных условий семей с детьми, в том числе молодых и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для увеличения количества семей, приобретающих жилье экономического класса;
- предоставление многодетным семьям земельных участков;
- совершенствование программ ипотечного кредитования семей с детьми, самостоятельно приобретающих жилье.

4.3. Совершенствование системы укрепления здоровья
и профилактики заболеваний, повышения качества
общественного здоровья семей

В рамках данного направления планируется:
- развитие служб планирования семьи, профилактика абортов, в том числе расширение сети кабинетов предабортного консультирования;
- развитие программ сохранения и улучшения репродуктивного здоровья, расширение доступности лечения бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе экстракорпорального оплодотворения и других высокотехнологичных способов реализации репродуктивных намерений;
- совершенствование медицинской, социальной и психологической поддержки женщин в период беременности, родов и после рождения ребенка, внедрение новых форм работы по подготовке к родительству, родам и грудному вскармливанию, участию отцов в родах;
- повышение компетентности беременных женщин по проблемам питания, обеспечение дополнительным питанием беременных женщин;
- повышение доступности бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи членам социально уязвимых семей;
- проведение консультирования молодых родителей в детских поликлиниках, специальных центрах после рождения ребенка по вопросам ухода и грудного вскармливания;
- совершенствование медико-генетического консультирования и перинатальной диагностики врожденных и наследственных заболеваний, профилактика рождения детей с нарушениями здоровья в программах работы молодежных консультаций и материнских школ;
- развитие при детских поликлиниках кабинетов медицинской профилактики здоровья, консультаций для молодежи, медико-педагогических школ, клубов, направленных на формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к здоровью, в том числе репродуктивному, совершенствование системы профилактики социально опасных заболеваний (токсикомании, наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, гепатита С, туберкулеза и др.);
- повышение доступности программ реабилитации для взрослых и подростков, зависимых от алкоголя и наркотиков;
- создание системы ранней информационной поддержки семей, в которых родился ребенок с нарушениями развития;
- совершенствование системы иммунизации населения и профилактики инфекционных заболеваний;
- осуществление мониторинга состояния физического развития детей, подростков и молодежи, проведение осмотров подростков с целью ранней профилактики заболеваний репродуктивной сферы;
- проведение диспансеризации отдельных категорий граждан;
- вовлечение семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом, в том числе в мероприятия по выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";
- создание условий для внедрения инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности мужчин трудоспособного возраста, развитие системы профилактики мужского здоровья и сохранения репродуктивной функции;
- развитие инфраструктуры гериартрической помощи, повышение ее доступности для жителей муниципальных районов области;
- совершенствование системы внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях;
- разработка и внедрение системы социально-экономических стимулов для семей и граждан, ведущих здоровый образ жизни, в сочетании с эффективной профессиональной занятостью;
- создание доступной инфраструктуры комплексных спортивных центров для оздоровления детей и подростков, расширения возможностей оздоравливающего семейного отдыха.

4.4. Развитие системы семейного образования, воспитания,
повышение родительской и социальной компетентности семей
с детьми

В рамках данного направления планируется:
- совершенствование системы подготовки молодежи к семейной жизни, усиление межведомственного подхода в работе по формированию ответственного отношения молодежи к репродуктивному поведению, браку и семейным ролям;
- развитие услуг по формированию родительской компетентности и профилактике семейных трудностей в кризисные периоды жизненного цикла семьи, развитие системы ранней комплексной помощи семьям с маленькими детьми;
- совершенствование системы психологического просвещения и образования населения с целью усиления индивидуально-личностных ресурсов и адаптационных механизмов личности;
- внедрение в деятельность социальных служб социальных технологий, повышающих коммуникативную компетентность членов семей, в том числе тренингов личностного роста, уверенности в себе, разрешения конфликтов;
- повышение доступности консультационной и кризисной психологической помощи всем членам семьи, развитие сети организаций, предоставляющих помощь в кризисных ситуациях;
- разработка и реализация программ правового просвещения семьи;
- разработка и реализация программ гендерного образования и просвещения подростков и молодежи с целью повышения культуры равноправия и ответственности, равного участия мужчин и женщин во всех сферах семейной и общественной жизни;
- формирование системы доступного непрерывного образования и просвещения для взрослых членов семьи;
- развитие этнопедагогических услуг для семей;
- пропаганда ответственного отцовства, материнства и формирование позитивного образа отца и матери;
- расширение возможностей для самореализации и улучшения качества жизни пожилых членов семьи посредством просвещения и вовлечения в жизнь общества;
- развитие форм поддержки программ межпоколенческих отношений для людей пожилого возраста и их вовлечение в волонтерскую деятельность с детьми;
- разработка и реализация дополнительных образовательных программ подготовки молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, старшему поколению, репродуктивному здоровью и поведению;
- развитие системы профилактики социального сиротства новорожденных детей и детей раннего возраста из социально уязвимых семей;
- сопровождение семей, взявших на воспитание ребенка (детей), посредством оказания им консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи;
- улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие мер поддержки, направленных на профилактику отказов от новорожденных детей;
- проведение семейных праздников, фестивалей и конкурсов на постоянной основе.

4.5. Развитие, повышение доступности и качества социальных
услуг, отвечающих потребностям и укрепляющих ресурсы семей

Ключевыми аспектами данного направления являются:
- совершенствование работы областных государственных учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, физической культуры и спорта в сфере молодежной политики, занятости населения в части реализации мероприятий, направленных на профилактику возникновения социальных рисков, трудной жизненной ситуации и социально опасного положения семьи;
- установление единого порядка отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении их профилактической работы, а также порядка проведения профилактической работы с такими семьями;
- совершенствование системы мер социальной поддержки женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе беременных;
- развитие социальных услуг для семей с детьми, имеющими в своем составе иностранных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, с целью их адаптации и интеграции в общество;
- проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также осуществляющих уход за нетрудоспособными совершеннолетними членами семьи, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и занятости;
- организация семейного реабилитационного отдыха для семей в трудной жизненной ситуации;
- внедрение в деятельность образовательных организаций методов педагогики поддержки;
- совершенствование системы мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными физическими возможностями;
- развитие сети государственных услуг, направленных на включение в культурную жизнь и творческую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, социально уязвимых и малообеспеченных семей;
- расширение системы инклюзивного дошкольного и общего образования;
- создание и развитие служб медиации и сопровождения семьи в ходе бракоразводных процессов и в постразводный период, в случае возникновения семейных споров с целью защиты интересов детей и родителей;
- развитие системы мер социальной поддержки, социальных услуг для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- совершенствование программ подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в таких организациях;
- развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также расширение функций организаций для детей-сирот в части постинтернатного сопровождения выпускников;
- развитие досуговых центров для пожилых людей, в том числе с возможностью посещения совместно с членами семьи, в том числе с детьми;
- развитие программ и услуг, направленных на оказание помощи родителю, ограниченному в родительских правах или лишенному родительских прав, в целях восстановления его в родительских правах и возвращения ребенка в биологическую семью;
- развитие программ по работе с лицами, подвергающими психологическому или физическому насилию членов своей семьи;
- разработку и внедрение модельных стандартов социальных услуг для семей групп социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении;
- социально-бытовую и культурную адаптацию осужденного несовершеннолетнего (временное обеспечение местом проживания, трудовой занятостью, предоставление помещений для организации реабилитационных мероприятий, культурного и бытового обслуживания, привлечение к участию в массовых и групповых культурных мероприятиях).

4.6. Совершенствование общественной
поддержки семей с детьми

Ключевыми аспектами данного направления являются:
- совершенствование системы социальной поддержки семей с детьми по месту жительства;
- повышение роли семьи как социального субъекта, переход от пассивных форм участия граждан в процессе подготовки управленческих решений в сфере семейной политики (изучение общественного мнения, информирование общественности) к более активным (двусторонние консультации, общественные слушания);
- содействие распространению передового опыта форм межсемейной волонтерской поддержки;
- интеграция семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в сообщества по месту жительства на основе развития отношений партнерства и солидарности, создание благоприятной социальной среды для нормализации повседневной жизни детей и родителей;
- содействие развитию просветительской и культурной деятельности на базе библиотек, организация общественных лекториев;
- поддержка некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, связанную с пропагандой традиционных семейных ценностей, их сохранением и восстановлением, а также семейных клубов и родительских объединений, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.).

5. Совершенствование правового, кадрового,
информационного обеспечения реализации Концепции

5.1. Правовое обеспечение

Реализация настоящей Концепции предусматривает совершенствование нормативно-правовых условий, обеспечивающих эффективную поддержку, развитие и укрепление института семьи в Магаданской области.
Реализация данного направления включает:
- проведение постоянного анализа правоприменительной практики с целью совершенствования системы предоставления социальных гарантий семьям и детям в сфере здравоохранения, образования, труда и занятости, социального обслуживания и социальной поддержки, культуры, физкультуры и спорта, защиты прав и интересов детей и внесение необходимых изменений в законы и иные нормативные акты Магаданской области;
- совершенствование механизмов учета мнения граждан.

5.2. Укрепление кадрового потенциала в органах
и организациях, реализующих Концепцию

Наличие квалифицированного, заинтересованного в качественной и эффективной работе персонала во всех органах и организациях, реализующих Концепцию, является одним из ключевых элементов для достижения запланированных результатов. Основными составляющими системы кадрового обеспечения реализации Концепции в Магаданской области являются подбор кадров, развитие и обучение персонала, работа с кадровым резервом и молодыми специалистами, повышение мотивации персонала, развитие организационной культуры, мониторинг удовлетворенности персонала, профилактика эмоционального выгорания. Реализация данного направления включает:
- совершенствование системы подготовки и переподготовки руководителей и специалистов, работающих в организациях и учреждениях, участвующих в реализации семейной политики и непосредственно взаимодействующих с семьями и детьми;
- совершенствование системы материального и нематериального стимулирования сотрудников социальных служб;
- совершенствование и развитие новых форм профессионального общения специалистов и руководителей социальной сферы, включающих создание методических объединений профильных специалистов и руководителей различного уровня, профессиональных клубов общения, творческих групп, лабораторий, мастерских, в том числе на межведомственной, межсекторальной и междисциплинарной основе;
- совершенствование системы психологической поддержки специалистов, развитие различных форм работы, способствующих профилактике эмоционального выгорания сотрудников (группы поддержки, взаимоподдержки, группы релаксации и психологической разгрузки, корпоративные тренинги, супервизорство и т.п.).

5.3. Информационное обеспечение реализации Концепции

Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает создание единого информационного пространства Магаданской области в сфере семейной политики.
Реализация данного направления включает:
- использование виртуального пространства для улучшения информированности семей о возможностях получения услуг, создание интернет-ресурсов каждого государственного учреждения, оказывающего услуги семьям и принимающего участие в реализации семейной политики Магаданской области;
- размещение информации в СМИ, подготовка сюжетов, репортажей, выступлений ответственных лиц на телевизионных и радиоканалах Магаданской области для освещения хода реализации настоящей Концепции, формирования общественного мнения;
- изготовление и распространение презентационной продукции для популяризации приоритетных направлений Концепции;
- стимулирование создания произведений культуры и искусства, способствующих воспитанию семейных ценностей, повышению статуса родительства, материнства, отцовства и т.п.;
- подготовка и издание информационных и справочных материалов для различных категорий семей по вопросам функционирования семьи на различных этапах жизненного цикла, с информацией о социальных, правовых, медицинских, образовательных, культурно-досуговых услугах для семей и детей, по вопросам ведения здорового образа жизни, рациональной семейной экономики, брака, рождения и воспитания детей;
- проведение областного дня открытых дверей на базе учреждений образования, дополнительного образования детей, культуры, физкультуры и спорта, молодежи, здравоохранения, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других, оказывающих услуги семьям и детям;
- проведение на территории Магаданской области социальных акций, направленных на пропаганду семейных ценностей, и иных мероприятий, связанных с праздниками и памятными датами, посвященными институту семьи.

6. Механизм реализации Концепции

Для достижения запланированных Концепцией результатов необходимо:
- учитывать задачи настоящей Концепции при формировании областного бюджета;
- совершенствовать систему взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере семейной политики;
- совершенствовать систему статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение семей и отражающих основные тенденции жизнедеятельности семьи, а также развитие семейной политики;
- включить в деятельность органов государственной власти функции по реализации государственной семейной политики, формирование соответствующей системы управления и кадрового обеспечения, включая организацию дополнительного профессионального образования специалистов, занимающихся вопросами семейной политики;
- осуществлять координацию деятельности субъектов семейной политики;
- проводить постоянный мониторинг и анализ происходящих процессов при реализации Концепции, а также проводить последующую корректировку конкретных мер государственной семейной политики в Магаданской области с учетом региональных аспектов;
- обеспечить партнерство органов государственной власти всех уровней и гражданского общества;
- осуществлять научно-методическое обеспечение реализации семейной политики, включая развитие исследований жизнедеятельности семьи, ориентированных на разработку эффективных технологий и механизмов, научных исследований в сфере семейной политики, распространение инновационного опыта работы с различными категориями семей, обобщение и внедрение полезных зарубежных моделей семейной политики с учетом отечественных национально-культурных особенностей и традиций;
- формирование информационно-пропагандистской, рекламной поддержки реализации семейной политики.
Ресурсами для успешной реализации государственной семейной политики в Магаданской области являются развитая доступная инфраструктура организаций - субъектов семейной политики, а также материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение реализации мероприятий Концепции.

7. Основные этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в 3 этапа в соответствии с поэтапными планами реализации Концепции, включающими в себя комплексы стратегических мероприятий, направленных на реализацию основных задач государственной семейной политики.
На первом этапе (2015-2017 годы) предусматривается разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции, определение и реализация первоочередных мероприятий в сфере государственной семейной политики в Магаданской области.
На втором этапе (2017-2020 годы) планы и мероприятия в сфере семейной политики, разработанные в соответствии с приоритетными направлениями Концепции, реализуются в основном объеме. Программы корректируются с учетом возникающих задач и социальных рисков, при необходимости разрабатываются и реализуются новые программы, мероприятия.
Планируется проведение работы по совершенствованию системы статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение семей, в том числе семей с детьми и детей. Предусматривается создание условий, позволяющих сформировать организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций в региональной семейной политике.
На третьем этапе (2020-2025 годы) планы и мероприятия в сфере семейной политики реализуются в полном объеме. Основной акцент будет сделан на улучшение положения семей, развитие инфраструктуры оказания услуг, организацию дополнительного образования детей и взрослых, семейного отдыха, оздоровления и досуга.
Подведение итогов реализации Концепции, корректировка целей, задач, приоритетных направлений и ожидаемые результаты реализации Концепции могут осуществляться на каждом из указанных этапов.

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Итогом реализации Концепции станет сформированная к 2025 году система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей Магаданской области, повышения их экономической независимости, роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении престижа брака и семейного образа жизни. В соответствии с поставленными в Концепции задачами вводятся целевые индикаторы эффективности реализации государственной семейной политики в Магаданской области:
- упрочение престижа семьи, укрепление ее социального статуса;
- формирование устойчивых тенденций к повышению уровня брачности, снижения доли детей, рожденных вне брака;
- снижение числа разводов в семьях, имеющих детей, снижение доли неполных семей в общей структуре семей;
- формирование устойчивых тенденций к повышению рождаемости, росту числа семей, имеющих двух, трех и более детей, увеличению доли многодетных семей в общей структуре семей;
- уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах;
- рост численности детского населения и молодежи;
- снижение смертности во всех возрастных группах, снижение смертности мужчин трудоспособного возраста, снижение материнской и младенческой смертности;
- рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости во всех возрастных группах населения;
- повышение качества и уровня жизни семей, прежде всего семей с детьми;
- повышение уровня благосостояния семей, особенно семей с детьми, рост реальных денежных доходов на основе развития рынка труда и повышения гарантий занятости населения, снижение социального неравенства;
- развитие семейных форм трудовой деятельности;
- повышение качества жизни семей, особенно семей с детьми на основе повышения комфортности среды проживания, расширение возможностей социальной адаптации всех типов семей;
- увеличение численности детей в возрасте до 3-х лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу;
- снижение числа детей, находящихся в социально опасном положении;
- снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания;
- снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- снижение социального неравенства в доступности социальных услуг, образования, здравоохранения для всех типов семей;
- повышение уровня реализации репродуктивной и социализирующей функций семьи;
- сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, в общей численности детей, имеющих право на получение алиментов;
- увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга;
- увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- повышение качества оказания социальных услуг семьям и детям.

9. Заключение

Повышение благополучия семьи считается стратегической целью для проведения государственной семейной политики в Магаданской области.
Под благополучной семьей понимается семья, которая обладает внутренними ресурсами для осуществления своей жизнедеятельности, имеет полную структуру, юридически зарегистрированный брак, характеризуется стабильными отношениями, взаимоответственностью и заботой друг о друге, гуманистическими ценностями, ориентирована на рождение двух, трех или более детей, обладает родительской компетентностью и стремлением к ее развитию, имеет устойчивый социально-экономический статус, заботится о сохранении здоровья и успешно справляется с рисками в случае болезни, в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы, в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием мер законодательно определенной поддержки, обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельная ячейка социальной структуры общества, интегрированная в систему общественных отношений всех уровней.
Модель благополучной семьи включает структуру следующих внутренних ресурсов, позволяющих ей достичь оптимального функционирования. Благополучная семья - это:
- семья, обладающая гуманистическими ценностями, стабильными отношениями, устойчивым психологическим климатом, семейной солидарностью разных поколений и взаимной поддержкой;
- семья с равноправными отношениями между супругами, родителями и детьми, представителями старших и младших поколений в семье, взаимным уважением, соблюдением прав личности каждого члена семьи;
- семья, достигшая родительской идентичности и компетентности (обладающая надежными и близкими отношениями с детьми, общими целями воспитания детей, стремлением к развитию, ответственностью за рождение и воспитание детей, умеющая конструктивно разрешать конфликты);
- семья экономически самодостаточная (семья, обладающая среднедушевым доходом выше, чем в целом по Магаданской области, члены которой имеют трудовую занятость, способность к самозанятости, обеспеченная жильем);
- семья с устойчивым социальным статусом всех ее членов (семья, члены которой имеют образование, уровень которого выше, чем в целом по Магаданской области, наличие работы, имеющая документы, оформленные в соответствии с российским законодательством);
- семья, имеющая юридическую оформленность брачных отношений (зарегистрированный брак);
- семья, имеющая в своем составе, как правило, обоих родителей;
- семья, которая способна реализовать свои репродуктивные планы и обеспечивающая расширенное воспроизводство населения Магаданской области;
- семья, ведущая здоровый образ жизни, не имеющая вредных привычек, проявляющая осознанное отношение к здоровью всех членов семьи, обладающая потенциалом здоровья;
- семья, интегрированная в систему общественных отношений на микро- и макроуровнях, имеющая социальную поддержку на дружеском, соседском уровнях и сама оказывающая поддержку другим семьям с детьми на всех уровнях взаимодействия;
- семья, обладающая социальной активностью и самостоятельностью в решении своих проблем.
Показателем благополучия семьи как социального института может выступать качество выполнения семьей следующих социальных функций:
- воспитание и социализация детей в соответствии с культурными и моральными нормами и ценностями, отвечающими требованиям общества к социальной компетентности личности, выполнению разнообразных ролей и функций в различных сферах социальной практики;
- экономическая устойчивость семьи, достижение современных стандартов качества и уровня жизни для воспитания и содержания детей;
- обеспечение условий для укрепления здоровья и профилактики болезней всех членов семьи, досуга и отдыха семей, занятий спортом, физического развития всех членов семьи;
- эмоциональная и психологическая устойчивость семейных отношений, семейная сплоченность, солидарность семейных поколений, умение разрешать семейные проблемы и конфликты, взаимная поддержка, ответственность и забота о детях, равноправные отношения между членами семьи и поколениями;
- достижение устойчивого социального и профессионального статуса членами семьи;
- обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи без ущерба для семьи в целом (условий для развития всех членов семьи, получения образования, повышения квалификации, профессионального роста, равного участия во всех областях жизни);
- интеграция в социальные отношения на региональном, муниципальном и общественном уровнях взаимодействия;
- способность самостоятельно решать свои проблемы и выполнять социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала.


------------------------------------------------------------------